|
Радио Шестьдесят Четыре: после точки.
"Так вот он, Днепрострой.
Я вижу
символ овеществленного труда,
а подо мной стоит вода
с одной стороны выше,
с другой стороны ниже."
(Ян Сатуновский, 1938)
На первый взгляд тексты молодого автора Радио Шестьдесят Четыре кажутся обычной модно-расхлябанной лирикой, кое-как нацеленной на любовную тематику. Негромкий тон, неброская форма, преимущественно – дисметрический свободно рифмованный стих, "пять частей сатуновского на одну часть цветаевой", эка невидаль. Дозированный одобрямс подрастающему поколению, – вот и вся рецензия, кто там следующий, не задерживайте очередь.
Однако же текст "подрастающего поколения" такому обращению ехидно противится, подкидывая несоответствия одно за другим. Иерусалим с новокаином. Пустыня Гоби с Мертвым морем. Сарафан с Улиссом. Неожиданная, как шут из коробочки, диссонансная рифма. Что-то тут, думаешь, не так, – и начинаешь копать от забора и до обеда, ближе к вечеру понимая, что лирический герой автора неуловим. Неопределимы или расплывчаты его пол, гендер, возраст, социальный статус, род занятий, нацпринадлежность и все прочее, о чем чиновники обожают в анкетах вопрошать живых. Немногие указатели (метро, блочная многоэтажка, листопад осенью, цветы летом) ведут в современный мегаполис, Северное полушарие, умеренные широты, далее след теряется. К тому же, текст явно или скрыто многоголосен, и его обитатели имеют неудобнейшую привычку сливаться, двоиться, делать рокировки, затевать каноны, тырить друг у друга реплики и то и дело проверять, не запутались ли они сами, кто из них кто и где от них где. "Ты – а не я – / ловишь подол пальцами", "я жмурюсь / и ты жмуришься", "нет меня / говорю: у тебя красивые скулы", и даже за окном ночью вполне определенно маячит "какая из двух медведица", а не что вы там себе, господа чиновники, вообразили.
И только тогда становится ясно, что по части смысла эти тексты от "фирменной" семантики своих формально-составных предков далеки, как верблюд от Днепрогэса. И что у лирического героя Сатуновского и лирической героини Цветаевой куда как больше родства и сходства между собою, нежели у любого из них – с этим вот не к ночи будь помянутым молодым поколением. Дело жизни старых героев – протест (у одного во врагах целый социум, у другой всего лишь мироздание), впридачу оба не прочь определить себя через такие мелочи, как национальность, пол, возраст и т.д. В общем, есть и к кому примкнуть и с кем побороться, налицо идеал и анти-идеал, свет и тьма, высокое и низкое, левое и правое, бобро и осло в полный рост. А здесь и сейчас, а пять-десять лет назад, а между природой и технологией, а на обломках империи и эпохи, подходите, попробуйте – или нет желающих? Нет желающих.
Мне кажется, именно поэтому во вторичной реальности текста бродят культурные симулякры, перекликаются высокими голосами, налетают в лишенных цвета сумерках на угловатые бытовые реалии, вместе с болью от ушибов и ссадин производя рифму и помогая герою определиться во времени и пространстве, не потерять себя во всём, не сохранить, но создать себе личность, очертания, форму... хотя бы форму эха. Авторский безлично-цифровой псевдоним (то ли аудиоформат, то ли подкаст), скорее всего, следует числить по тому же гадесову ведомству. Вот как всё в этом тихом омуте на самом деле оригинально и интересно, дорогие товарищи!
А вы говорите Лоллобриджида...
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
после точки
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Радио Шестьдесят Четыре: после точки. Цикл стихотворений. Стихи, которые не могли быть написаны раньше, позже, иначе. Только здесь, сейчас, в «нигде» и «никогда». 19.12.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |