п»ї Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: ...чтобы не стать манкуртами (Прозаические миниатюры).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Регистрация | Правила | Help | Поиск | Ссылки
Редакция | Авторы | Тексты | Новости | Премия | Издательство
Игры | «Первый шаг» | Обсуждение | Блоги | Френд-лента


сделать стартовой | в закладки | вебмастерам: как окупить сайт
  • Проголосовать за нас в сети IMHONET (требуется регистрация)



































  • Статьи **











    Внимание! На кону - издание книги!

    Александр Балтин: ...чтобы не стать манкуртами.

    Признание в любви замечательному Тенгизу Айтматову.

    Редактор отдела поэзии, 
    Борис Суслович

    Александр Балтин

    ...чтобы не стать манкуртами

    1
    Нивхи, нивхи…
    Крохотный островок: и нет ничего, кроме величественного океана, который сам - сила сил, и не представить его сильнее.
    Уточка Лувр строит гнездо из собственных перьев, создавая материки…
    И мчится краем моря пегий пёс…
    Нивх, знаешь ли долю свою?
    В бухту нерп отправляются рыбаки, Кириск должен поймать рыбу, вытащить её печень и съесть в сыром виде: он поймает рыбу со второго раза, но отец заметит, что у них кончается запас питьевой воды.
    Кириск должен съесть печень, чтобы стать настоящим охотником – кем ещё может быть нивх?
    Сильный шторм сбивает дорогу домой, и мальчик с отцом и другими проводят в открытом море много дней.
    Они теряют силы.
    Вокруг вода – великая вода Величественной женщины – Рыбы…
    И пегий пёс бежит краем моря.
    У каждого он, вероятно, свой – и дух его может появиться перед каждым обессиленным, потерявшим надежду.
    Как явился он Кириску, обещая благополучное возвращение домой.
    Айтматову не была, естественно, родной метафизическая нива и жизнь нивхов.
    Он описал её – как родную, вжившись, вчувствовавшись в бытие тех людей.
    И повествование, данное щедро, потрясает, запоминается, будоражит мозг и душу.
    …кроме всего прочего, человек должен читать ещё и для того, чтобы не стать манкуртом.

    2
    Путь от мышкующей лисицы до Едигея - длиною в эволюцию; путь от Едигея до манкурта – эволюция вниз…
    Память часто бывает обжигающей, и неизвестно: помнить всё – благо, или кара.
    Описание мышкующей лисицы, которым начинается «Буранный полустанок» играет такими красками словесной живописи, что делает зверя полноправным персонажем: полноценно выписанным на фоне пейзажа, составляющего значительную часть жизни.
    Война и контузия, похороны лучшего друга Казангапа, смерть единственного сына – доля Едигея столь глубока, сколь много выпало ему изведать; и столь значительна, сколь пламенеет в нём память.
    …виноваты не манкурты: а те, кто обращают в таковых человеческие единицы, лишая их природой данных качеств; манкуртами можно стать и без страшной пытки-казни: просто будучи погружёнными в расплав определённой социальной системы.
    Много примеров тому.
    Едигею стыдно за поведение единственного сына друга, обеспокоенного только карьерой и благополучием: сейчас ему, жителю Буранного полустанка, должно бы было быть стыдно за большую часть страны, проеденную подобной коррозией.
    Плетутся ленты текста, органически входят в ткань легенды, мифы и мечты: мечты о сияние разума, позволяющего построить иную жизнь – прекрасную, непредствимую…
    И сияет магия повествования, завораживая.

    3
    Дед Момун – добрый, работящий, безотказный лесник.
    Дед и мальчик – семилетний, умный, чуткий, находящийся на воспитание деда…
    Новая жена Момуна сварлива, а бездетная дочь забита и безропотна…
    Лесной кордон, где растёт мальчишка – единственный ребёнок на три двора, пропадающий на улице, изучающий жизнь, как получится.
    Нехитрые вещи обступают его, и даже не представляет мальчишка, что возможна другая жизнь.
    Вооружившись полевым биноклем, которым премирован дед, мальчик забирается на высокую гору, и глядит в окуляры, ожидая белого парохода.
    Он символ: белый, как неизбывность неизвестного, белый, как облака, увозящие неведомых персонажей в прекрасные дали.
    Мальчик не помнит родителей, он живёт в своей сказке.
    Сказка, которую рассказывает – от одиночества - своему новому портфелю, купленному в школу, оказывается страшной.
    Появляется школа, возникают переживания – от силы и напряжения которых заболевает мальчик…
    Повествование густеет, насыщается новыми подробностями; жизнь мальчика разворачивается в эпос: сложно сконструированный на таком простом материале.
    Тайна Айтматова есть тайна появления чуда – в плане ощущений – из серого напластования яви.
    Оно появляется – огромное, как белый пароход; оно захватывает больше, чем жизнь.
    Есть целый ряд людей, для которых книги отодвигают реальность – они тонкие и чуткие – эти люди, и, как правило, несчастные.
    И разворачивается в повести поэзия одиночества – долгие ленты её трепещут на онтологическом ветру, и серебряные нити позванивают страшнее колокола.
    …который, как известно, звонит по всем: но не все способны услышать.
    …ибо тайна белого парохода останется не разгаданной навсегда.



    Код для вставки анонса в Ваш блог

    Точка Зрения - Lito.Ru
    Александр Балтин
    : ...чтобы не стать манкуртами. Прозаические миниатюры.
    Признание в любви замечательному Тенгизу Айтматову.
    09.04.20
    <table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/78875>...чтобы не стать манкуртами</a>. Прозаические миниатюры.<br> <font color=gray>Признание в любви замечательному Тенгизу Айтматову.<br><small>09.04.20</small></font></td></tr></table>


    А здесь можно оставить свои впечатления о произведении
    «Александр Балтин: ...чтобы не стать манкуртами»:

    растянуть окно комментария

    ЛОГИН
    ПАРОЛЬ
    Авторизоваться!







    СООБЩИТЬ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ


    Регистрация

    Восстановление пароля

    Поиск по сайту




    Журнал основан
    10 октября 2000 года.
    Главный редактор -
    Елена Мокрушина.

    © Идея и разработка:
    Алексей Караковский &
    студия "WEB-техника".

    © Программирование:
    Алексей Караковский,
    Виталий Николенко,
    Артём Мочалов "ТоМ".

    © Графика:
    Мария Епифанова, 2009.

    © Логотип:
    Алексей Караковский &
    Томоо Каваи, 2000.





    hp"); ?>