h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Сергей Артаулов: Зал ожидания (Рассказ).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Сергей Артаулов: Зал ожидания.

Конечно же, имеется в виду зал ожидания не только и не столько вокзальный, а тот, куда главного героя, возможно, уже «не пустят» – туда, где всё начинается заново. Зал ожидания – как символ большого камня на распутье («направо пойдешь – погибель найдёшь…») или как конечный (а может, исходный) пункт, куда человек неизбежно попадает в то нелегкое время, когда он чувствует, что пришла пора для «кризиса среднего возраста»? (Правда, у героя-то рановато – 33 года! А впрочем, у всех ведь это случается по-разному… Многозначительный возраст – 33 года…) Отсюда, из зала ожидания, берет начало новая дорога в неизвестное.
Когда-то, рано или поздно, человеку надоедает его квартира, которая «пропахла специфическим кисловатым запахом одинокого быта» (между прочим, очень созвучно опубликованному на нашем сайте рассказу «Путешествие» М. Филиппова: http://www.lito.ru/sbornik/1292 ), да и он сам надоедает этой квартире, становится неприятен жене («Какой-то небритый он!.. Скучный... Ночью храпел опять...» – говорит о нем жена), – и человек уходит. Пытается уйти. Не у всех это получается. Но, так или иначе, человек снова окажется у начала вещей («Я странствовал сердцем у начала вещей. Чжуан-цзы») и поймёт, что уйти-то он не может. Некуда.
Или возвращение – это всего лишь один из вариантов решения?



Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Алексей Петров

Сергей Артаулов

Зал ожидания

Человек, пришедший слишком поздно, чего он ждет?..
Ну, хорошо, допустим, он ничего не ждет – ему 33 года, он лысеет, и в зал ожидания (как человек считает) его не пустят. (Хотя, справедливости ради надо сказать, что он даже не тыркнулся; ну, в этот зал ожидания; не попробовал даже дверь открыть; согласись, не попробовал; ты даже "сим-сим" не сказал! – и она не открылась; а ты сквозь стеклянную стену смотрел, как внутри резвятся подростки, смотрел и завидовал, разве не так?)
Но даже и он на что-то надеется (помнишь, стихи такие были – ты в школе учил – про надежду, которая придет и разбудит кого-то там в подземелье, и вот тогда уж точно придет пора – пора, брат, пора! – и оковы падут, и темницы рухнут, и кто-то кого-то встретит, и, как в том анекдоте: "Волобуев, вот вам х... то есть меч!"). И хотя он давно отказался верить в стихи, которые учил в школе, все равно человек на что-то рассчитывал. А раз он рассчитывал, значит, надеялся. А коль скоро надеялся, значит, и ждал. И мы вернулись к тому, с чего начали.
Но отступим на шаг назад... Перед нами – вокзал. Старое здание из красного кирпича с нелепой башенкой и часами. Часы показывают двенадцать. И – по сопутствующим приметам (по тому, что горят фонари у главного входа, по тому, что вокруг фонарей сгущается сумрак, по тому, что зудит комар, и бьются о желтые фонарные стекла серые бабочки) – мы делаем вывод, что это полночь (ну, так, примерно...).
Высокие деревянные двери закрыты. Поначалу нам кажется даже, что они заперты. Но, стоило человеку потянуть за веревочку (он как будто услышал в голове голосок бабушки: "Дерни, дерни, дитя мое!.."), и – заскрежетал механизм, защелка отъехала, с легким хлопком (так открываются могильные склепы, старые холодильники и барокамеры) дверь поддалась, петли скрипнули, прямоугольник света вывалился на улицу.
Человек вошел в главный зал.
И сразу же обнаружил, что изнутри он больше, чем можно было представить себе, стоя снаружи (говоря по правде, человек не пытался ничего представлять, он и думать не думал об этом, когда с ноги на ногу переминался на улице, – и все-таки был удивлен).
Главный зал представлял собой нечто вроде гигантского тоннеля, вытянутого так далеко, что двери, ведущие, надо полагать, на перрон, терялись в голубоватой дымке. Посреди возвышался серый мраморный постамент, увенчанный бронзовым бюстом. "Чингисхан", – решил человек, глядя в раскосые глаза изваяния. (Но это был вовсе не Чингисхан. О чем и свидетельствовала золотая надпись на постаменте: "Я странствовал сердцем у начала вещей. Чжуан-цзы".)
Слева располагались кассы, справа – бистро и киоски. Но мы пока не пойдем ни туда, ни туда. Мы снова сделаем шаг и еще шаг назад и очутимся в небольшой квартирке где-то у черта на Озерках (точный адрес в таких обстоятельствах значения не имеет; не менты же мы, в самом деле, чтоб проверять прописку!).
Квартирка оклеена желтенькими обоями (с точки зрения женщины, возможно, веселенькими; или – нагоняющими депрессию – с точки зрения противоположной). Квартирка пропахла специфическим кисловатым запахом одинокого быта (а может, и бытия, если вдруг допустить, что последнее нам удалось понюхать) – стойкой смесью ароматов табачного дыма, нестиранного белья, двухнедельной пыли, томящейся в раковине посуды (у некоторых категорий женщин от этого запаха слезятся глаза, что можно интерпретировать как приступ безудержной жалости).
Человек сидит у окна – в позе роденовского мыслителя – на шатком кухонном табурете. Трудно сказать, о чем конкретно он думает. Если бы кто-нибудь подошел и тронул его за плечо, – "А?.." – отозвался бы человек. И потом бы сказал: "Да так, ни о чем... Хочешь пива?". Но в том-то и дело, что никто не пришел. И человек сидел у окна до позднего вечера, а потом встал, помялся немного, огляделся подслеповато, оценил обстановку, махнул рукой, решился на что-то (самые главные наши решения мы принимаем, когда думаем ни о чем, когда некому тронуть нас за плечо) и отправился в коридорчик – надевать башмаки...
Итак, справа бистро, слева кассы. Можно купить билет, а потом поужинать. Значит – налево.
- Девушка, есть купе до Москвы? На сейчас.
- Минуту... – правая рука девушки вознеслась над клавиатурой. – Есть одно верхнее. Поезд в ноль пятьдесят пять. Берете?
- Да. Сколько с меня?
- Тысяча четыреста сорок. Ваш паспорт...
Вот тут наступает самый напряженный момент. Великий замысел может рухнуть из-за паршивой бумажки. Человек сует руку в задний карман... Пусто. "Черт! Украли? В метро украли?". В другой карман... Неудача. "Или вчера в троллейбусе?". Левый внутренний карман куртки...
- Забыли? – осведомляется девушка.
- Нет!!
Но в кармане – только старый билет в Ломоносов (человек читал лекции тамошним платникам – "Современная теория естествознания" – и студентки с меланхолической грустью в глазах разглядывали холостого, без признаков женской ласки – пиджак немного помят, воротничок рубашки испачкан – преподавателя, а потом – в мечтах – покидали неуютное помещение).
Правый внутренний карман куртки... Ну же, ну!.. Уфф... Вот он! (И все облегченно вздыхают. А стоит ли радоваться? Может быть, человек умрет по дороге в Москву? Заплутает в ярком безумии сна и не отыщет выхода? А в 9.15 в купе зайдет усталая проводница, будет толкать и кричать: "Мужчина, вставайте!". Потом всё поймет, сядет на нижнюю полку, и так ей сделается нехорошо, что она решит навсегда распрощаться с ОАО "РЖД". И уедет в Тибет или Оптину пустынь.)
Справа – бистро. Если уж человек настолько проголодался, что ж, пусть идет! А мы тем временем сделаем шаг и еще шаг, и еще шаг назад. "Меня зовут Ольга, – скажет нам женщина. – Я – жена. То есть была жена, а теперь уже не жена. То есть мы не разведены – ну, официально, – но не живем уже вместе два года. А до этого жили семь лет. Да... (Задумалась.) Так о чем вы? (Вообще-то мы ни о чем, но женщины всякое обращение способны понять как вопрос. Говоришь ей: "Спасибо", – а она улыбается скромно, и тело ее отвечает: "Да, конечно, согласна...".) Почему мы?.. Нет, не поссорились. Мы никогда... Ну, не знаю, если только по мелочам... И даже это были не ссоры. Как вам сказать?.. Вот если бы это были ссоры!.. Может быть, мы бы... А может, и нет. Ну что вы пристали?! Почему, почему?.. Откуда я знаю?! Просто я утром проснулась, и было так солнечно... И так хорошо... Тюлевые занавески, пылинки... А рядом – он! Спит. Потный. Как вам сказать?.. Когда видишь рядом потного мужика... даже если он муж... и даже это хуже, если он муж!.. с таким мужчиной не хочется проводить утро. Потому что... Какой-то небритый он!.. Скучный... Ночью храпел опять... А тут – солнце! Ну я и ушла. Не сразу, конечно. Переехала к маме... А он молчал. Вот если бы он... Ну хоть что-то!.. А он молчал. "Да... Ладно..." – все, чего я от него добилась...".
Выход на платформы – в голубой дымке. Туда еще рано. Но уже пробирает дрожь. Преддорожная лихорадка. Кофе? Пожалуй. А лучше – водки. Сто грамм. "Флагман", "Путинка", "Охта", "Столичная"?.. Какие у вас бутерброды? С колбасой, с сыром, с семгой, с икрой... Два с семгой, пожалуйста. И все-таки чашку американо, а то меня развезет...
Человек садится за стол. Напротив расположился китаец. Настоящий лысый китаец – с тощей бородкой, в шелковой парадной пижаме. "Тоже, наверно, в столицу", – думает человек. Китаец кушает рис, ловко орудуя палочками. "Не Москва, а сплошной чайна-таун", – качает головой человек. Китаец подбирает последнюю рисину. "Почему их так много? Плодятся, как кролики...". Китаец откладывает в сторону палочки. "О чем они только думают? К войне готовятся что ли?..". Китаец разводит в стороны руки и взмывает под потолок. "А я не решился. Мы не решились... Почему? Инстинкты ослабли?". Китаец кружит, словно чего-то выискивает. "А может, нет такого инстинкта – продолжения рода?". Китаец хватает бутылку со стойки бара, седлает ветер и уносится прочь. "Эй!.. Стой!.." – кричит вдогонку бармен. "Или мы слишком много раздумываем? Загадываем на будущее, планируем... А надо просто плодиться и размножаться. И в этом весь смысл? Надо подумать. И покурить...".
В принципе, ближе было бы отправиться к тем дверям, которые выводили на улицу, но человек повернул направо – к голубоватой дымке, к перронам. Наверно, он был немного навеселе. Или вдруг ощутил паровозный запах – запах гари, дороги, железа и черной машинной смазки – дешевой романтики странствий... Так или иначе, он повернул направо, прошел метров десять и увидел зал ожидания.
От главного зала его отгораживала стена из стекла, такие же стеклянные двери и целая жизнь. В зале ожидания резвились подростки. Их было множество. Как будто кто-то рассыпал бисер – сотни шариков всех цветов радуги. И шарики эти, однажды ударившись, продолжали скакать, то образуя группы, то разбегаясь по разным углам, сталкиваясь, смешиваясь, разбегаясь снова... Причем, сами они (человек это чувствовал каким-то десятым чувством) не замечали собственной суеты. Они казались себе невероятно сдержанными. Они не ходили даже – они вышагивали. Ощущение собственной значимости переполняло их до краев. Но – то ли стекло искажало картину, то ли у человека, отмотавшего тридцатилетний срок жизни, деформировался хрусталик, то ли просто катастрофически не совпадали ритмы за и перед стеклом... – но осмысленное, размеренное движение там – здесь казалось лишенным смысла и хаотичным.
Человек стал ходить вдоль стеклянной стены и думать. О том, что зал ожидания – заповодник ненаступившего будущего, и именно потому, что ты ждешь, оно никогда не наступит, а случится другое будущее, которого ты не ждал, и вот это самое, нежданное, будущее вдруг сделается твоим настоящим, и однажды вечером ты придешь в прокуренную квартиру у черта на Озерках и почувствуешь, что она – не твоя, и пиджак, который ты носишь, – не твой, и рубашка, и брюки, и даже трусы (потому как в таких трусах ты бы никогда не пошел в то, свое, ожидаемое...), и, если уж совсем говорить по-честному, то и мир – не твой, и тело – такое же (разве может быть твоей, например, эта лысина, этот пивной животик, эти пальцы, желтые от табачного дыма, эти пятнышки на плечах, обесцвеченные пустые глаза, дряблый рот, морщины и складки?), и душа... То есть ты понимаешь, что совершенно ни с чем не связан, и значит, можно ехать в Москву. То есть поздно, но можно. Ты уже ничего не ждешь, а только надеешься, что вот приедешь в Москву и станешь по-настоящему чужим в чужом городе, и тогда в этой вселенской чуждости начнешь выстраивать нечто свое, настоящее, никак не связанное с ожидаемым будущим...
Человек ходил и туманно думал. А между тем, объявили посадку, потом сказали, что посадка заканчивается, что скорый поезд в столицу отправляется с шестого пути (будьте внимательны и осторожны!). И вот, когда зеленый состав плавно двинулся по накатанным рельсам, человек окончательно понял, что он везде опоздал, что он не ждет, не надеется, что его просто нет. И тогда он пошел домой. А сердце его тем временем странствовало у начала вещей.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Сергей Артаулов
: Зал ожидания. Рассказ.

15.02.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275